ინტერვიუ კიევის საპატრიარქოს, 2011

„Мы, грузины достаточно хорошо знаем наших северных ‘единоверцев’”

Интервью с Давидом Тиникашвили

 

Добрый день господин Давид. В последнее время мы наблюдали события, происходивших между Грузией и Россией. Расскажите пожалуйста, повлияли ли эти события на межцерковные отношения Грузии и России?
В отношениях между Россией и Грузией часто переплетены политические и церковные сферы. По этой причине естественно (положительное или отрицательное) влияние переменчивого политического положения на церковные отношения между РПЦ и ГПЦ. Как известно, в августе 2008 года Россия окупировала территорию Грузии. РПЦ официально признала, что Абхазия и Южная Осетия канонически принадлежат ГПЦ, но на деле пытается и церковно анексировать эти наши епархии.
Какова ситуация на сегодняшний день в среде Грузинской Православной Церкви и какую оценку вы даете тому, что католикос – патриарх Илья, добавил к своему титулу «Митрополит Цхум-Абхазии и Пицунды»?
Думаю, что эта естественная реакция ГПЦ на церковную политику Московской Патриархии, которая осуществляется сейчас на наших территориях. Такое решение ГПЦ стало для Москвы еще одиним сигналом, который породил активные деиствия русского духовенства на окупированных териториях (здесь следует отметить, что патриарх Илья II, в бытность свою епископом, 11 лет служил в Абхазской еперхии).
В связи с этой проблемой известна, к примеру, позиция виднейшего русского миссионера и весьма приближенного к Московскому Патриархату диакона Андрея Кураева (см. его аудио-запись в Интернете «Переговоры с грузинской Патриархией»). Он высказал мнение, что лучше было бы, если бы в Абхазию и Южную Осетию зашли русские духовные лица, потому что грузинам все равно не дадут разрешения туда войти, а там существует опасность мусульманизации христианского населения. В этой записи Кураев говорит – «мы готовы свое присутствие там назвать миссией, посольством», которое существует на чужой территории…
Но здесь я хотель бы поставит следующие вопросы:
(1) Насколько реальна опасность тотальной мусульманизации населения Абхазии и Южной Осетии?
(2) Где гарантия того, что это т. н. Русская «миссия» со временем не перерастет в «законного владетеля» этих эпархии? тем более что мы, грузины, уже испытали подобную «церковную окупацию» со стороны Российской Империи в прошлом, когда 1811 году была упразднена автокефалия ГПЦ после отменены царской власти в Грузии (чем был нарушен подписанный Россией же т. н. «Георгиевский Трактат», соглашение между Российской Империей и Грузией).
(3) Кроме того, наблюдая сложившаяся ситуация, существует серьозная опасность руссификации всех и вся (намеренно и ненамеренно) и времени на это у Московской Патриархии будет предостаточно. Росийская армия до сих пор дислоцирована на окупированных территориях Грузии (несмотря на многократние требования деокупации со стороны Евросоюза и США). Кстати, несколько лет назад в СМИ звучали жалобы Абхазцев по поводу насильственного внедрения русского языка, культуры и вообше сознания в ущерб самобытной культуре Аьхазцев.
Конечно, лучше было бы, если бы духовными лицами в Абхазии были сами Абхазцы. Но дело в том, что в Абхазии уже существуют, мягко говоря, серьозные про-русские настроения как в правительстве, так и в церкви. Нам известно, что Абхазцев (кандидатов в священники) русские зачисляют в свои духовные училища. Здесь следует подчеркнуть, что Русские не имеют права принимать членов Грузинской Церкви без рекомендации грузинских иерархов. Ведь Московская Патриархия громогласно и непрестанно заявляет, что признает Абхазию канонической территорией ГПЦ?
Как известно, сейчас Патриарх Илья II намеревается посетить Абхазию. 11-го Февралья 2011 года в интервью русскоязычной редакции BBC, Илья II заявил: “Скоро я поеду в Абхазию, как руководитель (Абхазкой, Д.Т.) епархии…“ (http://www.palitratv.ge/akhali-ambebi/sazogadoeba/1605-ilia-meore-me-male-chaval-afkhazethshi.html). Вот уже два дня, как грузинская делегация отправилась в Москву для переговоров по этим вопросам (см. http://www.mospat.ru/ru/2011/03/02/news37142/). Но я боюсь что в Абхазии нашего патриарха ожидают очень недоброжелательные настроения, если не открытые атаки со стороны Абхазцев, в глазах которых Патриарх Илья II просто рядовой грузин, который так активно пытается реинтегрировать Абхазию с Грузий, что уже категорически неприемлемо для Абхазцев. Вот здесь Господин Кураев прав – не может Патриарх Илья II все время ездить в Абхазию “с десантниками и в окружении омона”.
Где же выход? Мы, грузины, считаем, что если РПЦ искренне желает содействовать наступлению мира между Грузией и Абхазией, то в первую очередь она должна осудить вражду на етнической основе; пусть Московская Патриархия также организует встречу Абхазких и Грузинских церковных делегаций в самой Абхазии, а если это невозможно, то на неитральной территории; издает литературу, в которой осуждается церковный империализм и религиозная вражда на этническом основе; создаст совместную комисию, в состав которой войдут грузинские, абхазские, русские специалисты канонического права, так же и специалисты других национальностей. Но лично я сомневаюсь, что это входить в планы РПЦ. Мы, грузины, достаточно хорошо знаем наших северных “единоверцев”. То, что они сейчас делают, уже не христианство, а грязная политика.
Какова сегодня общая религиозная ситуация в Грузии? в Каких отношениях ГПЦ с другими конфессиями?
К сожалению, в этом отношении дело в Грузии обстоит не совсем хорошо. В 2005-6 годах я сотрудничал с журналом Офиса Народного Защитника Грузии “Солидарность”, для которого готовил статьи о протестатских деноминациях в Грузии (в итоге вышло 9 религиозных обединений). Так что мне хорошо знакомо их положение и их отношение к окружаушему миру в нашей стране (в том числе и к ГПЦ). Если говорить кратко, с 2004 года, с приходом к власти Саакашвили, случаи аггрессивных погромов религиозных меншинств (т. н. сект) значительно уменшились. Но проблема сегодня состоит в том, что, как заявляют наши христианские братья, они не имеют возможности активно учавствовать в социальной и культурной жизни страны. Что касается отношения ГПЦ к религиозним меншинствам, она достаточно далеко от толерантности. ГПЦ все еще думает, что неправославные церкви действуют во вред доминантной церкви (ГПЦ). О Сотрудничестве в разних сферах между христианскими церквами в нашей стране не может быть и речи.
Что Вы можете сказать о богословском образование в Грузии?
Богословское образование в Грузии, главним образом, можно получить в следующих ВУЗ-ах: 1) Тбилисская Православная Духовная Академия и Семинария (сюда не могут быть зачислены неправославные, не говоря уже о неправославной профессуре, которой запрещено читать лекции в этом учебном учреждении); 2) Гуманитарный Университет им. Сулхан-Саба Орбелиани (Основан Католической Церковью в Грузии. На богословский факультет этого ВУЗ-а допускаются студенты и профессора разных конфессий); 3) В Государственном Университете Ильи существует магистерская программа “Христианское Богословие” (здесь обучение идеть интерконфессионально): 4) Богословская Школа им. Ильи Пророка (основана Грузинской Евангелическо-Баптиской Церковью. В этой школе учится, главним образом, молодежь из протестантских церквей). Существуют еще мелкие духовные (православные) училища в регионах Грузий.
К сожалению, сегодня в Грузии очень мало духовных лиц и мирян-богословов, которые получили первоклассное образование в западе. Их буквально единицы. Отчасти этим и обусловлено неприятие “инакомыслящих” и непримиримая позиция к неправославным церквам, деятелям культуры и вообще к нецерковному обществу со стороны духовенства ГПЦ.
Что касается приходских верующих, в этой среде явно чувствуется дефицит критического богословского мышления… Одним словом, в этом направлении много работы. Но в ГПЦ, и тем более в неправославных церквах Грузии, есть и здравомыслящие, образованные и более-менее открытые прихожане.
Какова позиции ГПЦ по украинскому вопросу и в отношении с Киевского Патриархата.
В 2005 году работал в Центре Исследований Религиозных Вопросов (Тбилиси). Помню, настолько велико было желание руководства нашей организации оказать поддержку автокефалии Украинской Православной Церкви – Киевская Патриархия (УПЦ-КП). Директор центра Владимир Гогиашвили и эксперт этого Центра (тогда протоиерей) Василий Кобахидзе смогли организовать визит в Киев малочисленной делегаций, в состав которой входили епископ Христепоре Тцамалаидзе, Г-н Созар Субари (тогдашний Народный Защитник Грузии) и Г-н Леван Дучидзе (член парламента). Мои старшие коллеги также смогли и привезли в Украину подписанное президентом Михаилом Саакашвили письмо с поздравлением патриарха Филарета по поводу его дня рождения…
Но этот визит закончился безрезультатно: Грузинская Патриархия тут же официально заявила, что эта делегация не получала от Патриарха Ильи II-го благословения на поездку в Украину. Позиция нашей Церкви по этому вопросу неизменна и сегодня.
Согласно каноническому праву, для решения этого вопроса следует созвать межправославный (интер-ортодоксальный) собор, как это произошло, к примеру, в 2005 году, когда обсуждался возникший в Иерусалимской Церкви кризис, по поводу обвинения в корумпированности Патриарха Иринея. Путь, проиденный Грузинской Церквию, на котором она пыталась вернуть автокефалию и освобождиться от пут Русской Церкви, очень похож на путь УПЦ. Наша церковь тоже боролась за автокефалию, упраздненную Русской церковью в 1811 году и которую мы смогли востановить лишь в 1917 году (Московская Патриархия формально признала нашу автокефалию только в 1943 году). Поэтому, думаю, хорошо было бы, если бы в православном мире наша церковь первый выступила бы с призывом созыва межправославного собора со стороны Вселенского Патриарха. Видно, что Патриарх Варфоломей пытается не быть инициатором такого собора, на котором будет обсуждаться этот вопрос и по всей вероятности УПЦ-КП получит автокефалию (ибо исторические факты и каноническое право в пользу УПЦ-КП). В этом случае Московская Патриархия обещает устроить крупномасштабный церковный скандал Константинепольскому Патриарху. Мы хорошо помним подобный прецедент, когда в 1996 году по поводу признания автономии Эстонской Православной Церкви над Константинопольским Патриархатом раздался гром анафемствования (!) и истерики со стороны РПЦ. Как справедливо отмечает всемирно известный православный богослов, английский Митрополит Каллист Уэр в своем статье, посвященной именно этому “Эстонскому вопросу”, стыдно когда Церковь произносит анафему по вопросам церковной политики, это недопустимо.
Что вы пожелаете православным украинцам?
Украинцы весьма отважный, умный и красивий народ. Жаль, что России все же удалось почти поровну разделить Украину на две, – про-Русскую и про-Западную части. К счастью, в Грузий про-русски настроен мизерный процент населения и политической элиты. Но ваша страна имеет свою специфику, и это понятно. Но все-таки нужно деиствовать целеустремленно и упорно. И там, где исчерпываются человеческие возможности, надеяться на любовь и всемогущество Бога.
Спасибо, господин Давид, за откровенный разговор и искренние пожелания. Желаю вам крепкого здоровья и призываю на вас Божие благословение.
Давид Тиникашвили, Магистр Богословия
Преповадатель Государственного Университета Ильи
Тбилиси, Грузия
03.03.2011
беседу вел священник Давид Чикаидзе (УПЦ КП)
Источник: http://www.cerkva.info/ru/publications/intervju/1363-tinikashvili.html
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s